Восточный блок, реже Социалистический лагерь — термин, использовавшийся на Западе во второй половине XX века для обозначения социалистических стран Центральной и Восточной Европы во главе с СССР ((С) Википедия)
А ведь когда то это были страны «социалистического лагеря». Эта мысль не покидала меня во время всего путешествия. Но какие они всё-таки разные..
Итак, утро 9 июля. Завтрак в отеле – плотно, весьма разнообразно, даже забавно. Заказали яичницу с мясом и омлеты с сыром и ветчиной. Принесли яичницу – это горка омлета с жаренными шкварками. Съедобно вполне. Омлет в понимании служащих отеля – нечто похожее на закрытую пиццу кальцоне с начинкой из сыра, шкварок, ветчины и какой-то зелени. Детям не понравилось. Но в целом поели, теперь в машину и к морю.
По навигатору спокойно едем в сторону Жешува, где намечена остановка в Ашане для закупки продуктов в дорогу, небольшого отдыха и перекуса. Для интересующихся – ехал по 19 дороге, иногда попадались «лидеры» - тогда скорость 100, а так 50-60-70. Было бы даже скучно, но начались проблемы с перегревом – периодически выскакивала ошибка, но так же и пропадала. Но впереди еще больше тысячи только ДО моря, поэтому в Жешуве решено было найти сервис и проконсультироваться. И тут нас ждал приятный сюрприз. Останавливаюсь, спрашиваю немолодую пани: «А где тут сервис Тойота?» Она пытается объяснить, что по дороге на Львов в 15 км есть сервис, но нам нужно поближе. И тут моё внимание привлекает мужчина на черном Авенсисе - универсале. Объясняю проблему, он и говорит, что официальный сервис в направлении Львова, но он сам чиниться на сервисе, который готов показать, ибо объяснять долго. И везет нас километра три до этого сервиса, причем совершенно бесплатно! Плюс ему в карму!!
В сервисе стоят две тойоты и два лексуса, детей и жену приглашают в офис, попить кофе, чая и охладиться под кондиционером, мне проводят диагностику, ошибок нету, но при перегреве возникает ошибка переключения заслонки забора воздуха, которая потом и пропадает. Вердикт сервисменов «Едь пан, на венгерских автобанах проблем не будет! Это больно умный Приус при перегреве начинает сигнализировать хозяину о плохом самочувствии!»
«Сколько за сканер?» «НИ СКОЛЬКО! Хорошей тебе дороги, пан!» Вот это люди! Оставляю 10 евро, чтоб выпили пива за моё путешествие и еду уже спокойнее.
В Ашане (4 км от Жешува на восток) покупаем мелочевки в дорогу, я все таки не отказываю себе в бокале пивка, с удивлением рассматривает электровелосипед за 1399 злотых («вот бы в компанию к Приусу!»), и простой велик с 6 скоростями за 249 злотых. Но грузить его некуда, хоть и хочется.
На границе с Словакией заправляемся под горловину 95 бензином по 5,69 злотых за литр. Расход по Польше – 6,0 – нормально!
На въезде в Словакию покупаю месячную виньетку (право проезда по автобанам страны) за 15 евро (при стоимости её в 14), клею на стекло и смотрю с восхищением на горы впереди. Ведутся работы (как и на польской стороне), поэтому часто приходится стоять у светофора на реверсивных участках. И я начинаю замечать, что Приус мой не хочет охлаждать салон, и значок с ошибкой выпадает все чаще, хоть и пропадает сам. Останавливаюсь, жижки все в норме, но от радиатора как он печи жар идет нестерпимый. Когда же там Венгрия с её хвалеными автобанами? Еще почти 100 км.
И на одном из подъемов при обгоне фуры мой Приус выдает ошибку, которая не пропадает и через секунд 15 отрубается ДВС. Хорошо, что я уже обогнал фуру и встал в ряд, к тому же начинается спуск, но… на спуске зарядка батареи отсутствует, педаль газа не реагирует, ДВС не запускается, и я на аварийке скатываюсь на обочину. Первая мысль – ВСЁ, вот тебе бабушка и Адриатическое море.
До Прешова километров 30, поле, мужик с косой, несколько кур, понедельник, вечереет, возможно я угробил инвертор и движок, до моря еще 900 км, от дома уже 1400, испуганная жена и двое детей рядом на обочине… Волосы медленно поднимаются и шевелятся против ветра. Состояние, которое не пожелаешь и врагу. Шевелению волос противится только мысль, что всего 150 км назад все было «почти в норме», да и Приус умный, да и не нагрешил я настолько.
Минут через 10 решаюсь завести Приус. Медленно трогаюсь и с мольбой смотрю на картинку зарядки. Очень, очень долго горит только одинокая фиолетовая полоска, но потом появляется вторая и затем синие! Слава Богу, работает! Медленно, без климата, едет в сторону Прешова, если что, хоть город, может и сервис есть, и переночевать где, и помощь найти.
Но мысль, что собрались на море, гонит вперед. И проехав Прешов выезжаю на автодорогу D1, которая вопреки отчетам в инете сейчас бесплатная (только виньетка нужна). По ней довольно быстро доезжаю до Кошице, и принимаю решение все таки ехать дальше, а не искать вечером сервис. До Венгрии всего 25 км.
Кстати по всей дороги в Словакие висят националистические плакаты какого-то политика с вопросом «Доколе будем платить за цыган?!». Но цыган и впрямь очень много, и вообще впечатление Словакия производит гнетущее и убогое, такая Румыния конца 90-х. Очень разочарован, особенно в сравнении с Чехией. Бензин 95 по 1,52 евро за литр.
На границе покупаю виньетку за 19,5 евро (при стоимости в 16) ибо курс обмена 255 форинтов за евро совсем грабительский. Но автобаны начинаются не сразу, хотя еду вполне резво – за 100. К тому же вечереет, прохладнее за бортом, ошибка больше не вылезает.
Кстати, впечатление Венгрия производит более ухоженной страны, правда после 8 вечера народу в деревушках не видно вообще.
На автобане останавливаемся на заправке Шелл перекусить, оплата картой, понимаем что реальный курс порядка 280 форинтов за евро. Два больших хот-дога, две колбаски баварских с булкой, круасан и два капучино обходятся в 490 рублей. Не Польша, но терпимо! Народ изъясняется на непонятном языке, но понимает мою жену по-английски. Бензин 95 по 440 форинтов, дороговато! Но мне до Хорватии должно хватить еще польской горючки!
Далее курс на Будапешт. Вначале путешествия была задумка заехать туда вечерком, когда не будет ужасных пробок, поужинать в ресторанчике, пофоткать центр города, но после происшествия с перегревом как-то в город заехать не захотелось, поехал по окружной М0 вокург Будапешта. Не на всех навигаторах она есть, но она построена, путь через неё длиннее прямого по Будапешту на 22 км, но зато скорость под 110 везде, главное на развязках обращать внимание на указатели «Балатон» и значок HK (Хорватия). После Будапешта через 100 км появился Балатон, издалека величественное озеро, вдохновил. Как оказалось потом, вдалеке он лучше, чем вблизи.
Но рассматривать его было некогда, к тому же опустилась ночь и началась гроза – спасение для моего перегретого авто. Поэтому неспеша добрался до границы с Хорватией.
Хорвания – не член Шенгенской зоны, поэтому некое подобие границы. Три машины передо мной, но медленно движутся. Будка, два окошка, из каждого торчит рука. Подъезжаю к первому – отдаю паспорта, девушка – венгерка быстро ставит печати – 3 минуты – вперед! Проезжая мимо второго окошка замечаю, что парень машет мне рукой. «Наверное, приветствует, рад за меня!» – подумал я. Нет, просит остановиться, требует паспорт и гринкарту. Не вопрос, отдаю. Спрашивает по-русски «Куда едем?!». «Так в Хорватию» - отвечаю. Оказалось, это хорватский пограничник. Улыбнулся, паспорта вернул, даже не проштамповав. Итого на «границе» потерял 7 минут…
Далее указатель – до заправки 45 км. Такие указатели везде в Венгрии и Хорватии. Перед заправкой (обычно за 2 км) с указанием через сколько будет следующая. Очень удобно!
Шлагбаум автоматический – жмёшь кнопку, вылезает талончик со временем и местом выдачи. Это начало платного участка. В конце отдаешь этот талончик дяденьке в будке и платишь или наличкой или картой. Но дороги дорогие, в среднем более 3 рублей за км.
На заправке заливаю 95 бензина по 10,13 кун, это уже новая валюта. По карточке расплачиваюсь, получается кун порядка 5,6 рубля. У продавца выясняю, какой курс обмена евро на куны. 7,2 отвечает. Ну, значит, не на границе будет повыше. Так и вышло, в отеле мне предложили 7,4 куны за евро. Т.е. где-то куна порядка 5,5 рублей.
Впереди Загреб, Карловац и потом уже по автобану Селине – точка нашего назначения. Но тут с женой возникает вопрос – ехать ли на Плитвицкие озера? Ибо в плане экскурсий они стояли на первом месте, вторым был национальный парк Пакленица, но он в километре от нашего отеля, а озера – в стороне. И понимая, что авто наше греется, а до озер дорога в горах и совсем не автобан, принимаю решение пока ночь и прохладно ехать на озера, а уже оставшиеся после озер 100 км как-нибудь с Божьей помощью преодолеем днем. Да и заселение в отель у нас только в 15-00.
При планировании данный вариант я тоже рассматривал, поэтому достаю распечатку с маршрутом, правда понимаю. Что за окном ночь, а на форумах пишут, что езда к озерам ночью – удовольствие не из приятных, но после происшествия с Приусом в Словакии какая-то там горная дорога – тьфу, семечки!
У Карловаца заворачиваю по стрелку на Плитвицкие Озера. Конечно дорога впечатляет, ограничения 70, 50, кое где 30, слева обычно скала, справа, метрах в 5, начинается почти отвесный обрыв, хоть и не очень глубокий. Дорога узкая, две фуры расходятся с трудом, но трафик небольшой – ночь. Еду осторожно, не спешу, собираю сзади очередь из местных. Самые неторопливые обгоняют, правда культурно, не сигналя, не матерясь, понимают, что впереди новичок, да еще и с боксом на крыше, который курсовую устойчивость никак не улучшает.
И тут появляется ОНА – фура с безбашенным водилой, который моргая, требует уступить дорогу. Жмусь вправо, он проносится мимои продолжает переть по середине дороги, иногда только принимая чуть вправо, чтоб не столкнуться зеркалами со встречной фурой. Вся наша вереница – за ним, сразу видно – опытный аксакал!
Так быстро добираемся до селения Грабовац , в 10 км от Озер. Я еще в Смоленске при альтернативном варианте рассматривал его как место остановки для «покушать», ибо в отчетах по озерам писали, что там и едален не много и ценник не гуманен. Да и карточки в Озерах принимаю неохотно. Кстати, это не совсем так, и отдельное окно для оплаты картой есть, и ресторанчиков в Озерах уже 4 штуки, а не два, как ранее. Ценник правда не смотрел, ибо позавтракали в Грабовце. Решаю остановиться там, поспать пару часиков, ибо приехали рано даже для открытия ресторанчиков, примерно в 5-30 по местному времени ( минус 2 часа от Москвы и минус один час от Минска).
Находим небольшой ресторанчик при гостинице, заезжаем на стоянку, останавливаемся. На одометре пройдено от дома уже 2010 км. Пора отдохнуть..
Но не спится, поворочавшись минут 20 на сидении, иду осматривать окрестности. Правда фотоаппарат не могу достать – дети спят. Воздух – хоть ложкой ешь. Довольно быстро нахожу местного и пытаюсь выяснить, где тут обмен валют или банкомат. В соседнем отеле. Кстати, рядом висит табличка с краткой картой этой местности, все четко и понятно. Язык вполне сносно понимаемый. У ресторанчика стоит памятник, два парня, видимо братья, судя по фамилии, 1968 и 1972 года рождения сложили свои головы в балканской войне 1999 года. Вечная память!
Иду до банкомата, обмениваю 1600 кун по карте. Все просто и легко. Курс получается 5,6 кун за рубль. Сносно!
Побродив по окрестностях, начинаю будить своих. Спят сладко, воздух чистейший, красота кругом. Но пора приводить себя в порядок, завтракать и идти на озера, учитывая, что вся информация по озерам собрана, знаем, что и обувь надо удобную переодеть и от солнца защититься и запас воды с собой взять!
Рядом в отеле, в туалете при ресторане приводит себя в некий порядок, садимся кушать. Ценник, и главное выбор блюд, слегка удивляет. На завтрак официант любезно предлагает либо омлет с сыром, либо омлет с мясом, либо тарелку с нарезкой (как выяснилось потом, это несколько тонких ломтиков сыра, и два-три вида колбас и ветчины). Все это в районе 30-40 кун. Что даже после венгерских цен (не говоря уже про Польшу) не радует. Кофе по 10-12 кун, соки по 8 за стакан, минералка 1,5 литра 20 кун. Однако!!
Берем три омлета, получается под 100 кун. Ну червячка заморили, и то хорошо. Напиваемся вдоволь уже в машине, благо соков и воды еще с Польши в ассортименте. Но звоночек уже неприятный, ибо и омлеты верхом совершенства не были, да и 200 рублей за порцию – не гуманно. Привыкли мы к недорогой и вкусной еде в Литве и Польше.
Оставшиеся 10 км доезжаем до озер, справа открывается красота просто фантастическая
Заворачиваем на стоянку, час – 7 кун, на въезде талончик, 8-16 по местному. Прибыли! Покупаем билеты 355 кун на четверых, фотик и сумку с питьем в руки – вперед на осмотр 8 чуда света!
Продолжение…. Ну вы сами знаете..
Journal information